Новости Южно-Сахалинска

Дизайнер Алексей Дружинин: перемены в городе должны быть функциональными

В последнее время все, что касается переустройства городской среды, обсуждается очень активно. Кажется, чем больше планов у руководства Южно-Сахалинска, тем сильнее народное возмущение: не то, не так, не за столько, не это в первую очередь… С точкой зрения главного архитектора Южно-Сахалинска мы уже знакомы, интересен и альтернативный взгляд на планируемую "перестройку". Им с корреспондентом ИА Sakh.com поделился руководитель свободной творческой группы Cleardesign Алексей Дружинин.
36 лет. Родился в Москве. Выпускник Британской высшей школы дизайна (2006 год, Москва) и Rhode Island School of Design (2014 год, Провиденс, США). Специальность — арт-директор. Основатель и руководитель свободной творческой группы Cleardesign. Участник проекта "Мастерская урбанистики", действующего в рамках сахалинского международного фестиваля "Край света". Автор проектов по созданию Буква Парка, замене адресных табличек в Южно-Сахалинске, редизайнер логотипа и фирменного стиля Сахалинского зооботанического парка. В Южно-Сахалинске живет и работает больше четырех лет.
— Алексей, можете для начала в двух словах выразить свою позицию в отношении формирования городской среды?
— Главная мысль, которую я хочу донести, — не нужно заниматься украшательством. Задача дизайнера — сочетать функциональные и эстетические задачи, создавать и проектировать то, чем люди смогут пользоваться каждый день, то, что качественно улучшит их жизнь. Есть замечательная история о том, как лет 30 назад в Лондоне собрали лучших дизайнеров и сказали — ребят, у нас есть улица, делайте что хотите, нужно чтобы было "вау". Вот вам 200 тысяч фунтов. 29 дизайнеров начали рисовать картинки, а один пришел и сказал — ваших денег хватит только на то, чтобы заменить брусчатку, потому что она старая. И этот дизайнер выиграл конкурс. Не надо рисовать тюльпаны на дорогах, когда есть проблемы первой необходимости. Многие на самом деле понимают дизайнерское мышление как "что бы еще такое приукрасить". Но не имеет смысла рисовать на разбитой тарелке цветочек, она от этого целой не станет.
— Мы уже знакомы с вашим проектом по замене адресных табличек в Южно-Сахалинске. Скажите, как получилось, что вы вообще прикоснулись к решению городских проблем? Ведь вы не работаете в администрации, это не ваши должностные обязанности.
— Все началось с "Мастерской урбанистики", с воркшопа "Парк Гагарина. Сделай сам", организованного специалистами института "Стрелка" в рамках сахалинского международного фестиваля "Край Света" в 2013 году. По итогам воркшопа была сделана и доработана презентация порядка тридцати быстрых решений для преображения городского парка. В той или иной мере эти предложения сейчас используются. Урбанистика оказалась настолько интересной наукой, что наша инициативная группа решила развивать это направление и сплотилась вокруг проектов по аналитике, исследованиям и решениям насущных проблем города. Сейчас мы сами ставим перед собой задачи и сами же их решаем. Поэтому группа и называется инициативной.
Заниматься проблемами благоустройства городской среды в рамках "Мастерской урбанистики" мы стали не потому что нас "попросили", а потому что нам это интересно. Проекты, в которых мы компетентны и которые мы считаем полезными для города, стараемся доносить до власти.
Один из таких проектов, над которым мы работали около года, — замена адресных табличек в Южно-Сахалинске. Исследование показало, что у нас в городе больше 60 разновидностей адресных табличек, сделанных в разное время, разными людьми, в разном визуальном и технологическом воплощении. В таком виде, как сейчас, они просто дробят визуальный облик города. Кроме того, фонд табличек устарел, процентов 40 из них находится в плачевном состоянии.
— Вот в этом месте каждый второй, наверное, спросит — неужели это так важно, с этого ли стоит начинать?
— Важная ли это проблема для каждого из жителей города? Самый очевидный для большинства людей ответ лежит на поверхности — нет. Почему? Все мы ходим привычными, зачастую одинаковыми маршрутами и просто не замечаем, не видим общей картины. Мы привыкли к этому "лоскутному одеялу" и поэтому не обращаем внимания. Человек ко всему привыкает. Но дело в том, что если на сознательном уровне восприятия мы не видим проблемы с табличками, то на подсознательном все прекрасно фиксируется. И как раз это бессознательное формирует наш уровень восприятия и понимания городской среды. Сознательно декларируем — да нормально все с табличками! А бессознательно ощущаем общую неряшливость окружающего нас пространства, и нас это раздражает.
— Пойду перечитаю Юнга… Получается, массовое недовольство всем и вся порождается коллективным бессознательным? Взять вот хамство в очередях. Я недавно покупала в спортивном магазине шапочку и на кассе попросила подать еще один мелкий товар, он прямо у кассы висел. Так женщина, стоявшая за мной, чуть не растоптала меня за эту задержку в полминуты. А, может, подсознательно ее вывели из равновесия несовершенные адресные таблички, вот она и сорвалась?
— Дело в том, что когда мы постоянно находимся в неряшливой среде, наше бессознательное перестает видеть проблему в том, чтобы, например, выкинуть окурок из окна автомобиля или бросить обертку от шоколадки на тротуар. Нам не стыдно мусорить там, где уже грязно. Так уж устроены люди. И это только верхушка айсберга. Живя в ветхом окружении, мы ветшаем и сами — физически, морально, эмоционально. Никуда не денешься — среда заставляет. Все, кто бывал в европейских городах, где городскую среду холят и лелеют, помнят это ощущение — как же красиво, как приятно, как здорово здесь находиться.
— Хорошо, какими должны быть адресные таблички, чтобы они не расстраивали нас ни сознательно, ни бессознательно?
— Не только о табличках речь, хотя объектов, имеющих большое влияние на восприятие атмосферы города в целом, не так уж много. И их вклад в облик города совершенно недооценивается. Конечно, с помощью одной только замены адресных аншлагов мы не добьемся эффекта "ах, какой прекрасный город". Надо понимать, что это лишь один из тысячи шагов к улучшению городской среды. Более того, ставить перед табличками задачу "вау-эффекта" в корне неверно, это не их задача. Адресным аншлагам важно быть не заметными без надобности, брать на себя минимум внимания, но при этом становится очень заметными "по требованию", в тот момент, когда это действительно необходимо, аккуратно сопровождать и "навигировать" человека.
То есть важно сочетать функцию с эстетикой, но приоритет оставлять за первым. Гармонично, без лишнего выпендрежа вписать таблички в городскую среду — вот в чем основная сложность этой, казалось бы, не очень сложной задачи.
В человеке, говорил Чехов, должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. И в городе тоже: и дороги, и улицы, и дома, и адресные таблички.
— Вы сделали пилотный проект — повесили табличку на здание музея книги имени Чехова. Что дальше?
— Да, повесили и видим, что кое-что нужно доработать. Необходимость доработок не всегда видна на этапе проектирования, она всплывают только при взгляде на пилотный экземпляр. Для объектов культурного фонда будут предусмотрены таблички с декоративными элементами, для жилых домов — более простые. На каждой табличке указаны номера соседних домов, а название улицы дублируется транслитерацией. По этому поводу очень много споров. Если мы переводим на английский, переводится только слово улица, проспект, переулок, а название улицы — нет. Уже есть некоторое несоответствие. К тому же, мы подразумеваем, что все иностранцы знают английский. Но, например, гости из Японии могут не знать редкое слово "переулок". Значит, такая система уже не работает.
Транслитерация позволяет хотя бы чуть-чуть окунуться в языковой контекст той страны, куда приехал человек, произнести что-то на ее языке. Москва, Питер, карта московского метро, Яндекс-карта, Google-карта — везде используется транслитерация. Но к ней нужно подходить осторожно, так как есть разные госты транслитерации, и есть совершенно неудачные варианты. Реальный пример плохой версии транслитерации — русская буква х транслитерируется как английская x. То есть Хохловский переулок читается как Ксоксловский. Такая табличка действительно висела в Москве.
Чтобы визуально разделить главные улицы Южно-Сахалинска от второстепенных, можно использовать таблички разного цвета. Возможно цветовое кодирование улиц либо микрорайонов, но тоже осторожно, без кричащих цветов. Таблички должны располагаться на одной высоте, подсвечиваться. Здесь много нюансов.
Нам повезло, что проект с табличками попал в запрос администрации, оказался востребован. Власти только задумались о смене табличек — а у нас уже есть практически готовая система, готовые к тестированию образцы. Сейчас в работе три варианта дизайна и технологической реализации. Все тщательно взвешивается и оценивается с функциональной, эстетической и экономической точек зрения. Мы надеемся, что в этот раз администрация города подойдет к реализации проекта системно и с максимальной эффективностью. Если принято решение о замене, нужно сделать это качественно и с максимальным охватом, при этом старые таблички демонтировать полностью, а то у нас есть дома, где одновременно висят по три-четыре разных таблички.
Хорошо сохранившиеся старые образцы можно собрать и сделать выставку. Поверьте, там будет на что посмотреть. Существует совсем немного объектов городской среды, которые несут в себе хронологию и историю развития города. Адресные таблички — как раз такой объект.
— Предположим, у нас уже новые таблички. Чем бы вы занялись потом?
— В дальнейшем нужно работать с автобусными остановками, которые тоже являются важной частью городской среды, с урнами, скамейками, освещением, ограждением проезжей части, озеленением… С любым элементом, который в равной степени рассредоточен по городу. Необходимо дорабатывать автомобильную навигацию, с ней тоже не все в порядке, но это беда всех российских городов.
Город — живой организм. Развивается и меняется он не в отрыве, а вместе с нами, и хотелось бы, чтобы для нас. Меняя и развивая городскую среду, мы сами меняемся и развиваемся. Улучшается среда — становимся лучше и мы, прекрасные жители будущего прекрасного города.
— Наступила осень, и в Южно-Сахалинске можно увидеть богатый урожай различных уличных кашпо, скамеек… Тюльпаны опять же. Как вы относитесь к таким элементам декора?
— Лично мое мнение насчет тюльпанов — они не очень уместны, это бессмысленное украшательство. Они не несут никакого функционала. Минус любого украшательства в том, что оно надоедает через какое-то время. А если тюльпаны будут стоять долго, они станут лицом города. Вопрос не в том, хорошо ли это или плохо, а том — а надо ли это нам? Единственное, что можно сделать классно с этим цветами, — собрать их в одном месте и соорудить мощный самодостаточный арт-объект. Например, закидать тюльпанами какое-нибудь недостроенное или заброшенное здание, а может кинотеатр. Когда же они рассредоточены по городу, они забирают на себя слишком много внимания. Для городской среды это перебор. Такие объекты оправданы только в одном случае — когда их устанавливают, например, на один месяц и то при условии, что в городе проводится что-то вроде фестиваля цветов.
Увы, приходится констатировать, что мы наблюдаем кризис идей у тех людей, у которых есть полномочия и деньги, чтобы что-то сделать, а у тех, у кого есть идеи, напротив, мало возможностей.
— Как говорится, критикуешь — предлагай. Что не нужно делать, мы поняли. А что нужно?
— Я как дизайнер считаю, что в первую очередь Южно-Сахалинск нужно сделать чище. Почему? Потому что есть вещи первой необходимости. Чистота города влияет на здоровье всех живущих в нем людей. Именно в чистоту нужно вкладывать и деньги, и усилия. Я говорю о системном, превентивном подходе, когда устраняется не сама грязь и пыль, а причина их появления в городе. Решим эту проблему — станет в буквальном смысле легче дышать. Конечно, это не моя зона ответственности, я занимаюсь тем, что придумываю идеи и рассчитываю их реализацию, но у меня есть желание привлечь специалистов, которые понимают, как убрать грязь из города раз и навсегда. Решений существует вагон и маленькая тележка. С этой проблемой многие города уже давно сталкивались и справлялись. Опыт в мире есть — нужно его просто научиться использовать.
Потом или параллельно нужно решать проблему мусора. Да-да-да, всем уже оскомину набила эта грязь как в черте города, так и за ней. Во всем мире заводы по переработке мусора — это прибыльный бизнес. У нас же нет ни одного. Решений этой проблемы как в России, так и за рубежом тоже очень много — бери и делай. Например, подземные мусорные контейнеры, когда снаружи виден только симпатичный, аккуратный накопитель, а под землей спрятан большой накопительный бак. Эта система используется очень активно в Европе. В таких баках мусор не виден людям, отсутствует неприятный запах и сам бак при большой вместимости не занимает много видимого места. При этом же подходе хорошо реализуется вопрос разделения мусора, который так или иначе станет актуальным в ближайшем будущем. Можно начать внедрять систему раздельной утилизации мусора уже сейчас, чтобы люди привыкли и были готовы к тому моменту, когда появится мусороперерабатывающий завод.
Есть идея сделать "островки чистоты" на ключевых сахалинских дорогах, чтобы перехватывать мусор, ввозимый в город отдыхающими на природе. Мы уже определили 24 точки, где это было бы уместно. Представьте — съезд с дороги, карман, в котором стоят пакетоматы и подземные мусорные баки. Берешь пакет, едешь на море, обратно везешь мусор и выбрасываешь его в бак. И на природе чисто, и в город мусор не привозится. Рядом с пакетоматами можно поставить скамейки, автоматы с водой, сделать точку wi-fi, парковку машин на 15… Это может быть очень классное место встречи для совместных поездок на природу. Чтобы было удобнее, такие "островки" можно оформить тематически или просто пронумеровать.
Это как раз и есть дизайн. Повесить плакаты "Хватит мусорить!" много ума не надо, а сделать нечто функциональное, то, от чего есть отдача, то, что действительно работает, — это требует понимания проблемы и вариантов ее решения. Если сделать процесс выбрасывания мусора удобным и понятным, мусорить станут меньше. И, кстати, весомые штрафы для тех, кто мусорит в неположенных местах, — это тоже дизайн, если хотите, потому эффективно решает проблему.
— Нельзя сказать, что наши власти бездействуют в этом направлении. Социальная реклама, призывы перестать мусорить — все это вроде бы есть.
— Социальная реклама работает только в том случае, если она вызывает эмпатию, сопереживание. Эмпатия возникает тогда, когда рекламное сообщение заставляет нас прочувствовать на своей шкуре проблематику вопроса. Баннеры с милой собачкой и надписью "Хозяин, будь человеком, убери за мной" не работают, потому что не вызывает сопереживания. Человек смотрит на картинку, умом все понимает, а эмоции остаются незатронутыми. Эффект от такой рекламы нулевой. Спрашивается, зачем тогда она нужна? Да просто для галочки. Потому что сказали — надо.
Дизайн-мышление — это способность подходить к делу, проекту или созданию чего-либо с позиции тех людей, для которых вы что-то делаете, и смотреть на результат их глазами, трогать результат их руками и нюхать их носами.
По сути дизайн-мышление — это уважение к людям. Занимаетесь ли вы благоустройством города, работаете ли чиновником или просто развозите пиццу, без уважения к людям, без понимания их проблем и необходимостей вам никогда не сделать свою работу хорошо. И это очень полезно было бы понять сильным мира сего — от предпринимателей и бизнесменов до чиновников.
— Кажется, вы пытаетесь изменить не город, а человеческое мировоззрение.
— Без изменения мировоззрения людей, имеющих власть и полномочия, невозможно поменять город. Если мы хотим "жить в будущем" через несколько лет, кто-то должен видеть это будущее и начинать строить его уже сейчас.
Как это сделать? Начать с того, что планы нужно строить, исходя не из собственных амбиций, а из здравого смысла и видения будущего наших детей. Громкие проекты — это здорово и очень хорошо, но только тогда, когда "негромкие", простые вещи уже воплощены и работают: когда дороги ровные, в городе много зелени и чисто, когда решены все рутинные, бытовые вещи, которые определяют качество жизни. Тогда можно и украшать. В этом, как мне кажется, есть здравый смысл.
Глупо покупать Mercedes последней модели, если живешь в двушке в старой хрущевке. Или покупать последний iPhone в кредит при зарплате в 25 тысяч рублей. Показуха статусности, к сожалению, прочно вошла в жизнь и обычных людей, и чиновников. Если ты заменил бордюрный камень на одной из улиц — ты как бы ничего и не сделал. А если затеял глобальный проект и хочешь построить, например, гигантскую стелу в центре города — то ты вроде бы крут. При этом всем предельно понятно, что бытовые, обыденные мелочи важнее стелы. Для города, для жителей — важнее.

155 11658 1